Памяти МАРДАНА ФЕЙЗУЛЛЕВА


Памяти МАРДАНА ФЕЙЗУЛЛЕВА
Сегодня (3 февраля) День Рождения моего друга. Хорошо бы, как обычно, съездить к нему в театр, зайти в магазин, взять бутылку и пойти в один из многочисленных кафе в Сокольниках. Бармен привычно улыбнется и скажет, что нам можно с собой, только не светитесь и бутылку на столик не ставьте. И так за бутылочкой с хорошей закусью проговорить не час и не два, а гораздо дольше и нам не будет скучно, нам будет хорошо рядом друг с другом. Разговоры будут об искусстве, о поэзии.и конечно о театре, о котором моему другу было известно все. Ему ведомы и тонкости режиссерского мастерства Брука, и приемы театра Брехта, и различия между японскими театрами НО и Кабуки. Я подниму тост за здоровье моего друга и отмечу, что через год мы будем отмечать его 60-и летний юбилей. Но…

Ничего этого не будет. Сегодня моему другу исполнилось бы 59 лет. Но ему никогда уже не будет 59 , потому что его не стало , когда ему было всего 58 лет. Мардан Фейзуллаев, прошло уже полгода, а мне все еще не верится, что Марадан ушел навсегда и больше не вернется. Это был очень красивый человек, очень хороший человек, очень талантливый и беззаветно преданный своему любимому делу, а дело его было – театр. За его плечами было два высших образования – Азербайджанский институт искусств (впрочем точное название не гарантирую) и в Москве театральное училище имени Щукина, знаменитая Щука. Он руководил Шекинским государственным театром в период его наивысшего расцвета, не случайно четыре спектакля, поставленных Марданом Фейзуллаевым вошли в золотой фонд Азербайджанского театрального института, спектакли, поставленные им в московских театрах пользовались неизменным успехом у зрителей. А примерно десять лет назад Мардан создал свой собственный театр “Дервиш театр”” и несмотря на все препоны успел поставить в этом театре 6 или 7 спектаклей , в том числе “”Визирь Ленкоранского хана”” М.ФАхундова, “”Шекспир”” по пьесе Эльчина, “”Гюлистан”” на основе поэмы Б.Вагабзаде, “”Большое сердце””, в основу которого легли стихи вашего покорного слуги, приурочив премьеру спектакля к моему юбилею. Но все его планы, все надежды разбивались об стену непонимания и равнодушия, ни один из государственных органов республики, ни одна общественная организация не поддержали, в первую очередь материально, детище Мардана. Без материальной помощи театр был обречен, и в этом я вижу одну из главных причин столь безвременного ухода моего друга. О Мардане я могу говорить и говорить. Ни одно из мероприятий азербайджанской диаспоры не обходилось без участия, бескорыстного, Мардана Фейзуллаева, можно вспомнить. юблейные вечера Самеда ВУргуна, Расула Рзы, Анара, Фикрета Годжа, Юбилейные вечера азербайджанских общественных организаций. Не хочется ворошить прошлое, но и умолчать об этом нельзя. Он не мог понять, как можно не любить театр. Это про него сказаны слова монолога “”Вы любите театр. Вы любите ли театр, как люблю его я…””

Мардан позвонил мне в субботу и сказал, что сейчас на даче, что ему необходимо встретиться со мной, так как необходимо обсудить, как он выразился, гениальную идею, назначив мне встречу во вторник. В ту же ночь он заснул и больше не проснулся. Говорят, так во сне умирают любимцы Бога. Что ж, он заслужил Божью любовь. Его привезли в театр “”Жар-птица”” в котором он работал уже много лет в понедельник, плакали все, все, и это не образно, плакали и женщины, и мужчины. Его любили все, но больше всего артисты его театра. Он удостоился правительственной награды в России, ему было присвоено звание заслуженного артиста Азербайджана, его заслуги перед Азербайджаном огромны и на мой взгляд заслуживают увековечения, хотя бы в его родном Шеки, на худой конец в знаменитом поселке Киш, откуда он родом. Мне уже трудно писать, перехлест чувств… Уже полгода как с нами нет Мардана, но я и поныне общаюсь с ним, мне есть что обсудить с ним. И наверно не я один такой. Мы помним тебя, Мардан. Ты не умер, ты не можешь умереть, ты просто ушел, и ты в пути, который приведет тебя в вечность.

Ильхам БАДАЛБЕЙЛИ,
Москва


Bir cavab yazın