НЕ ВЕРА, А ИНТЕРЕСЫ
Вопрос врача, на приеме у которого я был уже двадцать минут и у нас завязался разговор вне медицины, застал меня врасплох. Из-за «предложенной» темы. Узнав, что по национальности я являюсь азербайджанцем, то есть, одним из конфликтующих в Нагорном Карабахе сторон, он спросил:
—Волнует ли Вас карабахский вопрос, ведь Вы давно там не живете?
—А как Вы думаете,—почти машинально ответил вопросом на вопрос и добавил: конечно, волнует.
—А у нас работает врач—армянин, он говорит, что этот вопрос его вообще не волнует…
—Не верю, мне кажется, он лукавит,—сказал я и по выражением лица собеседника понял, что он солидарен со мной.
В принципе без особой необходимости я не поднимаю разговор на эту действительно непростую тему. Понимаю, что доказать свою беспристрастность займет больше времени, чем собственно обсуждаемая тема. А тут собеседник сам поднял тему и продолжил:
—Этот конфликт является между мусульманами и христианами, так?—Это было больше утверждение, чем вопрос.
—Ни в коем случае,—вынужден был вновь возразить я,—очень много попыток перевести этот конфликт на межконфессиональную плоскость и зарабатывать себе политические дивиденды. Начнем с того, что с самого начала этого противостояния на стороне христианской Армении стоит мусульманский Иран. В Азербайджане же за освобождение оккупированных земель наравне с мусульманами воевали христиане-русские и молокане, евреи и другие.
Просто Нагорный Карабах (и не только, Джавахетия в Грузии, Краснодарский край и Крым, с недавних пор золотоносные рудники Бащкортостана в России)—лакомый кусок для армянской диаспоры, распространенной по всему миру и в большинстве случаев во всех странах пребывания занимающейся бизнесом, попросту говоря, деланием денег. Предвижу возражение, что вон в Америке, во Франции, в России на высоких постах сидят армяне и чуть ли не определяют политики этих стран. Верно. Однако здесь есть такой нюанс. Все или почти все армяне мира (они не скрывают этого и гордятся, что справедливо) объединены в огромную влиятельную диаспору, имеющую хорошо организованную иерархию, дисциплину и почти неограниченные возможности. При таких возможностях, их представители, легализовавшиеся в странах пребывания, не только не мешают их замыслам, а наоборот, волей или неволей вынуждены считаться диаспорой, подчиниться ей, если хотите.
Неверно думать, что всесильная диаспора помогает своим сородичам, создает для них хорошие условия. «Своим» оказывается помощь ровно столько, сколько бы им хватило жить впроголодь. Карабахским армянам, о которых вроде бы заботится зарубежная диаспора, и все тем, кого незаконно заселили в Карабах во время оккупации, не было создано даже минимальные условия жизни, места работы. Они практически оказались невинными заложниками алчных политиканов и грабителей. За без малого тридцать лет оккупации, из благодатного края Нагорного Карабаха не без участия этой диаспоры вывезено материальных ценностей, природных ресурсов почти на 50 миллиардов долларов. В одном только Кельбаджарском районе к началу конфликта было почти весь арсенал элементов, имеющийся в таблице Менделеева. Около тридцати компаний со всего мира варварски грабили эти запасы за все время оккупации. Если учесть, что среди них были компании стран—сопредседателей Минской группы ОБСЕ, можно понять, почему за все это время названная группа ни на йоту не сдвинула с места застарелый конфликт. Вызывает недоумение и то безразличие, что за все годы оккупации делегации Минской группы не один десяток раз приезжали в Азербайджан и Армению, имели возможность посещать оккупированные земли, но практически не сделали ни одного заявления по поводу варварского отношения к природе семи районов, не входящих в состав Нагорного Карабаха.
Сегодня миротворческие силы России под командованием генерала Мурадова (не христианина, к слову сказать) стоят между противоборствующими сторонами.
Российская Федерация искренне заинтересована в стабильности в Нагорном Карабахе и во всем закавказском регионе. И не от большой любви к христианским армянам или мусульманским азербайджанцам, а исключительно по собственным государственным интересам. А так ей хватает забот и со своими христианами и более чем двадцатимиллионными мусульманами.
В канун Нового, 2021-го года хотелось бы пожелать и моему врачу, и христианам, и мусульманам мирного небо над головой, здоровья безо всякой пандемии, любви и добра. При добром, позитивном отношении друг другу можно жить в согласии, даже тогда, когда не особо любишь соседа. Лишь бы не зарился на твое добро. Давайте жить дружно!
Джафар Садыг,
Москва,25 декабря 2020 года