Первая женщина-контрразведчица


Исполнилось 100 лет со дня рождения первой женщины-офицера контрразведки «СМЕРШ», педагога, профессора,  член-корреспондента Российской академии образования

Салимова Кадрия-Улькер Исмаил кызы  (14.02.1924–2013) прошла длинный и сложный жизненный путь, который является примером для подражания многих поколений.   

Родители Кадрии Исмаиловны по национальности турки. Отец – один из создателей турецкой коммунистической партии. После прихода к власти в Турции Ататюрка родители вынуждены были эмигрировать в Азербайджанский СССР. Она родилась в Баку и считала себя азербайджанкой. 

В годы обучения в школе увлекалась радиоделом, выучила азбуку Морзе. Окончив школу в 1941 году, поступила в Нефтепромысловый институт в Баку, так как собиралась стать инженером-нефтяником.

 В ноябре 1941 года, в возрасте 17 лет, она добровольно ушла на фронт. Кадрию ханум, свободно владевшую немецким, турецким языками и «морзянкой», направили служить шифровальщицей в особый отдел 46-й Кавказской армии, а после учреждения контрразведки «СМЕРШ» в 1943 году она служила в этой ответственной структуре.

Кадрия ханум участвовала в освобождении Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Югославии. Победу она встретила в Австрии под Веной. Отличаясь несомненными лингвистическими способностями, она выучила языки всех стран, по которым провела ее военная дорога, и до конца жизни могла говорить на любом их них.

Военную службу К. И. Салимова закончила в ноябре 1945 года в 21 год капитаном «СМЕРШа». Она награждена орденом Отечественной войны II степени и 14-ю медалями.

После демобилизации Кадрия ханум поступила в Азербайджанский государственный университет на философский факультет, где выделялась знанием иностранных языков и несомненными исследовательскими способностями.

После окончания Азербайджанского государственного университета поступила в аспирантуру МГУ, которую закончила в 1953 году. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Философские взгляды Джона Толанда». 

Во время обучения в аспирантуре познакомилась с мужем — выдающимся отечественным философом Эвальдом Васильевичем Ильенковым и вошла в круг философов и психологов своего времени.

С 1953 года и до конца жизни Кадрия Салимова работала Институте теории и истории педагогики АПН СССР — Российской академии образования.

В 1950–60-х годах она осуществляла исследовательскую деятельность в Секторе всеобщей истории педагогики Института теории и истории педагогики. Преимущественно занималась историей педагогики и образования в Англии. В 1971 году защитила докторскую диссертацию на тему «Проблема трудового воспитания в английской педагогике (1870-1970)» на соискание ученой степени доктора педагогических наук (1971).

После преобразования АПН РСФСР в Академию педагогических наук СССР с начала 1970-х годов группа историков зарубежной педагогики выделилась в самостоятельное подразделение — лабораторию истории школы и педагогики за рубежом, которой руководила К.И. Салимова.

Тематика, которой занимались в лаборатории, охватывала не только обычные, уже традиционные для исследований исторические периоды и темы, но и новаторские, ранее не звучавшие в советской истории педагогики — Древний Восток, педагогика Индии, Китая и Японии. 

К.И. Салимова была действенным членом International Society of History of Education — международного сообщества историков педагогики. Благодаря Кадрие ханум, научные сотрудники проходили длительные стажировки в ведущих научных центрах Европы по истории педагогики и образования и подготовлено свыше 20 аспирантов-специалистов по зарубежной истории образования, успешно защитивших диссертации.

В конце ХХ — начале ХХI веков К.И.Салимовой были подготовлены и изданы фундаментальные учебные пособия по всемирной истории педагогике. Прежде всего, —это выполненное в рамках международного проекта учебное пособие для высших учебных заведений «Педагогика народов мира: история и современность» (2001). Уникальность этому изданию придало то, что впервые главу по истории образования каждой страны написала ученый из этого государства. В этом проекте профессор Салимова К.И. написала главу, посвященную истории образования в Азербайджане.  

И, конечно, главная книга К.И. Салимовой «Педагогическое наследие Востока» (2008), по ее любимой теме, изучению которой она посвятила большую часть научной жизни. Монография посвящена теории и практике воспитания и обучения в Китае, Индии, Японии, Иране, Турции, арабских странах и Азербайджане с древнейших времен и вплоть до наших дней. С привлечением новых материалов в книге автором анализируются становление и развитие школьного дела и педагогической теории в каждом из указанных ареалов. Обращение к новому, множественному, разнообразному педагогическому опыту, региональному и национальному, может способствовать диалогу культур.

Созданная школа профессором Салимовой К.И. и сегодня продолжает развиваться, благодаря активной деятельности ее учеников во всех уголках мира. 

Кадрия Исмаилова была патриотом своей родины, внесла большой вклад в изучение и популяризацию педагогического наследия Азербайджана. А еще она вошла в историю как первая азербайджанка-разведчица.       

Мы, азербайджанцы гордимся профессором Кадрия ханум Салимовой, которая прославила свою родину.    

Профессор Мамедов Мехман Ниязиевич,
дмн, профессор, иностранный член АМН Республики Таджикистана
Москва, Россия   

*В статье использованы материалы из статьи профессора Богуславского М.В.


Добавить комментарий