УШЛА КОРОЛЕВА. ПО-АНГЛИЙСКИ


УШЛА КОРОЛЕВА. ПО-АНГЛИЙСКИ
Память

Пришла весной. Прожила долгую насыщенную, богатую жизнь как одно солнечное лето. Ушла в начале осени. Ушла неожиданно, хотя операция, на которую она решилась на склоне жизни, не предвещала быстрого безболезненного выздоровления. И для всех, кто знал ее, наступила морозная зима.

Родилась она в древнем Шеки в семье, которая обогатила азербайджанскую культуру как минимум тремя творцами—Сабит Рахман, Эмин Сабитоглу и она—Тамилла Махмудова.

Есть люди, о которых знаешь очень много, думаешь готов часами рассказывать о них, но когда приступаешь к рассказу, все слова кажутся слабыми, блеклыми. И это не только от твоего косноязычия. Есть величины, для формулировки которых ох как долго надо думать!..

Знал ее более пятнадцати лет. Слушал ее великолепное исполнение в лучших залах Москвы. Большой, Малый, Рахманиновский залы Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского, Центральный Дом музыки на Красных холмах, и… все наши скромные мероприятия в Москве, где она так же грациозно играла мировую классику, щедро одаривая нас музыкальными жемчужинами.

Всегда и во всем была безупречна. Свою внешнюю красоту дополняла не только изысканными нарядами, но в первую очередь духовным богатством, блестящим слогом, невероятным обаянием.

Слушая ее, обязательно наблюдал и за реакцией зрителей и слушателей в концертных залах. И никогда не встречался взглядами, чтобы поделиться своим восхищением — все взоры были направлены только на Нее. Поражало и умиляло безграничная любовь ее студентов из разных континентов и национальностей, маститых и молодых дирижеров, трепетно относящихся к Ней.

Гордился дружбой с ней, ибо одного факта знакомства с ней равносильно большому благу. Многому научила она, и не только меня, своим отношением к несправедливости, невежеству, показной «образованности», и многим печальным «слабостям человеческим».

…Собрались небольшим коллективом на сорок дней Тамиллы ханум. Слушали воспоминания о ней. Одно трогательнее другого. С одной стороны печальное застолье памяти украшал (уместно ли такое слово здесь?—не уверен) ее портрет, усыпанный живыми цветами, с другой—слайд-шоу, любовно составленный нашим другом Азером Джангировым, который последний беседовал с Тамиллой ханум по телефону перед отъездом в Германию.

Поэт Алла Ахундова с удивительно точной наблюдательностью начала посвящение Тамилле Махмудовой.
Ее тезка, Тамилла Шихмамедова рассказала о том, как, очаровавшись ее исполнением девятнадцати вальсов Шопена в Рахманиновском зале, на одном дыхании поделилась своими впечатлениями статьей в газете.

Статья Олега Мамедова «Памяти Тамиллы Махмудовой» в газете «Азербайджанский Конгресс» переходила из рук в руки.

Своими воспоминаниями поделились Нигяр Ахундова, Белла Мусаева, Аида Кулиева, Мензер Курбанова, поэт Насиб Набиоглу, Ильгар Гаджиев и другие. Не перечисляю регалии участников специально, так как все они говорили о Человеке с большой буквы—Тамилле Махмудовой, о лауреате многих престижных музыкальных форумов, народной артистке Азербайджана, стипендиате Президента Азербайджанской Республики, кавалере ордена «Шохрет», заслуженной артистке России, профессоре Московского Государственного Педагогического университета, человеке, объездившего 34 страны и оставившего в каждой из них неизгладимое впечатление своей виртуозной игрой.

Родилась она в один день с английской королевой. И ее сходство с традиционной монархией было не только в этом. Она тоже была королевой. Королевой музыки.

Родилась в древнем Шеки, покорила мир своей музыкой, вознесла до небес музыкальную славу Азербайджана и России, ушла по-английски в далекой Германии.

Джафар Садыг

FOTOLAR YENİSES.RU-nundur

УШЛА КОРОЛЕВА. ПО-АНГЛИЙСКИУШЛА КОРОЛЕВА. ПО-АНГЛИЙСКИ
УШЛА КОРОЛЕВА. ПО-АНГЛИЙСКИУШЛА КОРОЛЕВА. ПО-АНГЛИЙСКИ

Добавить комментарий