9-я студия-5 СКОРБНЫЙ ЮБИЛЕЙ. ВОЗМОЖЕН ЛИ АЛЬЯНС РОССИЯ-ИРАН


МИР ДОЛЖЕН ПРИЗНАТЬ ТРАГЕДИЮ В ХОДЖАЛЫ ГЕНОЦИДОМ!

В ближайшее воскресенье – траурная дата для азербайджанского народа. Ровно четверть века назад, в ночь на 26 февраля 1992 года армянские боевики при поддержке 366-го полка Объединённых сил СНГ, дислоцированного в Ханкенди (Степанакерте), совершили массовое убийство жителей азербайджанского города Ходжалы. Этот поселок, находящийся всего в 10 км к северо-востоку от штаба сепаратистов в Ханкенди, занимал стратегическое положение: через него проходили дороги Агдам-Шуша и Аскеран-Ханкенди. Вот почему армянские боевики решили стереть этот поселок с лица земли, причем вместе с его жителями.

9-я студия-5 СКОРБНЫЙ ЮБИЛЕЙ. ВОЗМОЖЕН ЛИ АЛЬЯНС РОССИЯ-ИРАН

25 февраля 1992 года в 20:30 танки и БМП армянских формирований и 366-го полка заняли вокруг Ходжалы боевые позиции. Около 23 часов ночи начался обстрел из тяжёлых артиллерийских орудий. Армянские боевики начали наступление на поселок в 1 час ночи и продолжали до утра убивать мирных жителей, которые не успели спастись бегством. Вот как вспоминал эту страшную картину российский телерепортёр Юрий Романов, который к утру следующего дня вместе с азербайджанским журналистом Чингизом Мустафаевым побывали на месте трагедии:

«Я выглядываю в круглое окошко вертолёта и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На жёлтой траве предгорья, где в тени ещё дотаивают серые лепёшки снега, остатки зимних сугробов, лежат мёртвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка… Глаз вырывает из месива тел две фигурки — бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны ещё и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырёх, девочка протягивает руки к убитой бабушке. Ошеломлённый, я даже не сразу вспоминаю о камере».
Корреспондент газеты «Известия» Вадим Белых рассказывал: «Время от времени в Агдам привозят обмененные на живых заложников тела своих погибших. Но в ночном кошмаре такого не привидится: выколотые глаза, отрезанные уши, снятые скальпы, отрубленные головы… Издевательствам предела нет. С нами был местный капитан милиции. Он увидел там своего четырёхлетнего сына с раздробленным черепом и тронулся рассудком. Изувеченные тела женщин, детей и стариков я видел повсюду».

Всего в ту страшную ночь было убито 613 мирных граждан, включая 63 детей, 106 женщин и 70 стариков.
Однако сегодня, спустя 25 лет после этой страшной трагедии, ведущие страны мира до сих пор отказываются признать трагедию в Ходжалы «геноцидом». Парламент Франции в 2012 году приравнял так называемый «геноцид армян 1915 года» к Холокосту, однако о трагедии в Ходжалы французские законодатели пока не хотят слышать. Госдума России также пока не признала трагедию в Ходжалы геноцидом.

Накануне пришла важная новость из-за океана: Палата представителей американского штата Аризона приняла документ под названием «Декларация о признании Ходжалинского геноцида». Как сообщили в Генеральном консульстве Азербайджана в США, декларацию вручили принявшему участие на пленарном заседании генконсулу Азербайджана в Лос-Анджелесе Насими Агаеву. В знак уважения к памяти жертв Ходжалинского геноцида все члены Палаты выслушали текст декларации стоя. В декларации особо подчеркивается, что «совершившие этот геноцид лица все еще находятся на свободе и не привлечены к ответственности».

Решение законодателей Аризоны свидетельствует о провале попыток армянского лобби дезинформировать мировую общественность. Хочется верить, что примеру Палаты представителей Аризоны последуют Конгресс США, Госдума России, а также парламенты стран Евросоюза. 24 февраля 2017 года Милли Меджлис (парламент) Азербайджана обратился к международным организациям с заявлением. В документе отмечается: «Призываем парламенты мировых государств, международные парламентские организации признать актом геноцида кровавое преступление, совершенное армянами в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года против азербайджанского населения города Ходжалы».

РОССИЯ-ИРАН: МОСКВА НЕ СПЕШИТ СОЗДАТЬ ВОЕННЫЙ АЛЬЯНС С ТЕГЕРАНОМ

9-я студия-5 СКОРБНЫЙ ЮБИЛЕЙ. ВОЗМОЖЕН ЛИ АЛЬЯНС РОССИЯ-ИРАН

На этой неделе глава иранского парламента Али Лариджани обратился к Москве с призывом создать стратегический союз между Ираном и Россией. Под словом «стратегический», бесспорно, надо понимать «военный». Впрочем, в системе власти Ирана глава парламента не является ключевой фигурой, и, конечно, намного более значимым оказался бы этот призыв к России, если бы он прозвучал из уст президента Ирана Хассана Роухани или духовного лидера теократического режима аятоллы Али Хаменеи. Тем не менее, заявление Лариджани отражает общее настроение, которое царит в коридорах власти Ирана: любой ценой прикрыться от возможного военного удара США путем создания с Россией защитного «оборонного зонтика».

Возможно, именно этот вопрос собирается обсудить на встрече с Владимиром Путиным иранский президент Роухани, который посетит Москву в марте текущего года. Накануне вице-премьер России Игорь Шувалов побывал с визитом в Тегеране и сделал интригующее заявление: «Сотрудничество России и Ирана обретает всё большие масштабы и одной из главных задач является тщательная подготовка ко встрече двух лидеров». В Тегеране побывал также глава Минэнерго Александр Новак, который объявил о решении Ирана закупить российские пассажирские самолеты «Сухой Суперджет».

Это новость носит сенсационный характер, если учесть, что еще месяц назад Тегеран отказывался закупать «Сухой Суперджет», а предпочел заключить контракт а приобретении американских лайнеров «Боинг». Что же произошло за минувший месяц? Дело в том, что сразу после инаугурации 45-й президент США Дональд Трамп назвал Иран «террористическим государством» и прозрачно намекнул на возможность нанесения по иранской территории военных ударов. То есть очертания большой войны стали не такими уж призрачными.

Как же Иран может защититься от возможного удара «Большой Сатаны»? Конечно, с помощью России. Причем не просто путем закупки российских «Искандеров». Иран хотел бы большего, а именно: подписать с Россией военный пакт, по условиям которого в случае нападения на Иран (к примеру, армии США) российская сторона вынуждена будет оказать Тегерану военную помощь.

На первый взгляд, Россию такое желание устраивает. Со времени распада СССР Москва мечтает утвердить свое военное влияние в Иране. Полгода назад эта мечта стала воплощаться в жизнь. В августе 2016 года впервые за многие десятилетия Иран разрешил российской авиации использовать иранскую базу Хамадан для нанесения ударов по террористам в Сирии. Правда чуть позже официальный Тегеран уточнил: Конституция Исламской Республики запрещает размещение на территории страны иностранных войск. Так что речь не идет о создании авиабазы России на иранской земле.

Теперь, похоже, Москва получает козырь на переговорах с Тегераном. «Если хотите с нами создать военный альянс, то вы должны разрешить нам создание в Иране полноценной военной базы», — так могут заявить российские генералы иранским. И если Иран согласится, то российская армия и флот получат прямой выход на Персидский залив. Значение этого факта трудно переоценить.

Что же мешает Кремлю уже сейчас громко и недвусмысленно выразить поддержку прозвучавшему из Тегерана заявлению о «стратегическом союзе» двух стран? Москва молчит прежде всего потому, что боится из-за Ирана испортить отношения с США. Ведь Дональд Трамп считает Иран «врагом номер 1» Соединенных Штатов.

Иными словами, для администрации Дональда Трампа Иран – такой же враг, как и ИГИЛ. А ведь США и Россия обязались вести совместную борьбу с ИГИЛ. И если Россия пойдет на военный союз с Ираном, то она фактически вступает на тропу войны с Вашингтоном. А идти на открытый конфликт с США ради Ирана Кремль не собирается. Вот почему Владимир Путин хранит молчание по поводу иранской инициативы. Это вовсе не означает, что Москва не будет шаг за шагом, не афишируя этого, укреплять военное и военно-техническое сотрудничество с Тегераном.

Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

24 февраля 2017 года


Добавить комментарий