НОВАЯ РУБРИКА: 9-Я СТУДИЯ
Прошла неделя с момента вступления в должность 45-го Президента США. Еще через три месяца Дональд Трамп должен будет подвести итог первым 100 дням своего пребывания на посту главы Белого дома и Главнокомандующего вооруженными силами США. Одним из главных внешнеполитических вызовов для новой администрации, бесспорно, остается кризис в Сирии. В свое время именно массовый наплыв беженцев из Сирии создал в Евросоюзе глубокий кризис: под видом беженцев на Старый Континент просочилось немало исламских фундаменталистов, цель которых совершить теракты против европейцев. И именно беженцы совершили два теракта в Ницце и Берлине, где грузовики хладнокровно направлялись на толпу горожан. Теперь перед лицом такой угрозы оказались и США. Что же предпримет Трамп для нейтрализации такой угрозы?
Ответ на этот вопрос был дан 26 января, когда Трамп дал министру обороны и госсекретарю США распоряжение подготовить в течение 90 дней план создания в Сирии «безопасных зон» для сирийских беженцев. Это решение для Москвы оказалось неприятным сюрпризом. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков косвенно упрекнул Трампа за то, что «это решение было принято без согласования с Россией». Тем самым понятен подтекст: Кремль хотел бы, чтобы такие вопросы были согласованы с ним предварительно.
Москву настораживает не только это. Из заявления господина Пескова выясняется, что вот уже целую неделю окружение Путина безуспешно пытается договориться с помощниками Трампа об организации обычного телефонного разговора двух лидеров. Песков мотивирует эту проблему тем, что «у Трампа очень напряженный график». Возникает вопрос: неужели у нового Президента США не найдется несколько минут для Путина? Сомнительно, что нет. Скорее всего, Трамп избегал контактов с Путиным, так как американские спецслужбы ведут расследование о том, насколько команда нынешнего главы Белого Дома тесно связана с окружением Владимира Путина. И Трамп не хочет вызвать лишних подозрений в своих симпатиях к российскому лидеру. Лишь в пятницу стало известно, что первый телефонный разговор двух лидеров состоится 28 января.
Итак, в чем же опасность для Москвы плана Трампа по созданию «зон безопасности» в Сирии? По сути этот план предусматривает создание на территории Сирии бесполетных зон, в которых американские истребители смогут сбивать все военные самолеты Сирии и других государств, в частности — России. Кстати, администрация Барака Обамы также рассматривала возможность создания в Сирии «бесполетных зон», однако так и не решилась на этот шаг, так как это означало бы вовлечение США во внутрисирийский конфликт. К тому же с точки зрения международного права Вашингтон не может создать «бесполетные зоны» в Сирии, не получив на это предварительно мандат от СБ ООН. А такого мандата США, скорее всего, не получат, так как Россия наверняка применит свое право вето.
Еще в сентябре 2016 года председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд (Joseph Dunford), выступая в сенатском комитете по делам вооруженных сил, заявил, что «бесполетная зона приведет к войне США с Россией и Сирией». «Сейчас, чтобы контролировать все воздушное пространство в Сирии, нам понадобится вступить в войну против Сирии и России, — пояснил генерал. — Это очень серьезное решение, которое я определенно не собираюсь принимать».
Однако, судя по всему, Трамп уже принял решение о создании «бесполетных зон». Формально, этот шаг Вашингтон мотивирует стремлением не допустить новых потоков беженцев в Европу и США. Однако если Трамп, действительно, пойдет на этот шаг, то тем самым он бросит вызов мощному военному присутствию России в Сирии. Напомню, что Россия уже разместила в Сирии зенитно-ракетные комплексы С-300, С-400, а также «Панцирь» и «Бук». Более того, своя ПВО имеется и у атомного крейсера «Пётр Великий» в Латакии.
Если в Москве слегка обеспокоены решением Трампа, то в Анкаре, напротив, радостно потирают руки. Пресс-секретарь МИД Турции Хюсейн Мюфтюоглу заявил о полной поддержке решения Трампа, напомнив, что Турция давно выступала за создание безопасных зон в Сирии. Мюфтюоглу отметил, что Россия, Турция и Иран должны помешать попыткам сорвать перемирие в Сирии. Таким образом, Реджеп Тейип Эрдоган играет на два фронта: с одной стороны поддерживает военные приготовления США в отношении Сирии. С другой, Президент Турции в союзе с Россией и Ираном поддерживает переговорный формат по межсирийскому урегулированию.
Напомню, что 23-25 января в Астане проходили трехдневные переговоры, в которых приняли участие представители более десяти группировок сирийской оппозиции, а также делегации официального Дамаска и стран-гарантов перемирия (Россия, Турция и Иран). К переговорам в качестве наблюдателей присоединились также спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура и посол США в Казахстане Джордж Крол в качестве наблюдателя.
Встреча была обречена на провал, так как сирийская оппозиция наотрез отказалась обсуждать подготовленный Москвой проект новой Конституции Сирии, в которой в числе прочих мер предлагается создание Курдской автономии на территории Сирии. Как известно, Анкара также категорически против такой идеи, но сейчас она публично не высказалась против этого проекта, понимая, что оппозиция Сирии ни при каких обстоятельствах не примет этот план. Кроме того, возмущение оппозиции вызвал тот факт, что одним из гарантов перемирия должен стать Иран. Между тем официальный Дамаск недоволен тем, что второй страной-гарантом перемирия будет Турция, которая откровенно симпатизирует антиасадовским силам.
Сирийский ребус пока не удается разгадать. Гражданская война, которая с 2011 года унесла жизни около 80 тысяч сирийских граждан, пока что заморожена, но пути выхода из нее нет. Тем более что на прощание администрация Обамы успела подписать решение о поставках сирийской оппозиции зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).
Этот шаг Вашингтона напомнил другое решение, принятое администрацией США в 1986-м году: о поставках моджахедам переносных ЗРК «Стингер», способных наводить ракеты на цель по инфракрасному излучению от горячего мотора самолета. Это оружие позволяло сбивать российские истребители на высоте до 4 км. Кстати именно массированная военная помощь США вооруженным группам моджахедов вынудила Михаила Горбачева вывести советские войска с Афганистана в 1988 году. Ровно спустя четыре года после вывода советских войск отряды моджахедов вошли в Кабул, свергнув режим НДПА, правившей страной 14 лет. А спустя еще четыре года бывший просоветский лидер Афганистана Мохаммад Наджибулла был казнен.
Итак, если Дональд Трамп примет решение о вовлечении США в сирийский конфликт, то это может вызвать резкое обострение отношений Вашингтона и Москвы. Решится ли на такой поворот событий новый глава Белого Дома, мы узнаем ровно через три месяца.
Айдын МЕХТИЕВ, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований