УГОЛОК ВОРЧУНА
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ СНОВА МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ?
«Большой» на то и большой, что мелкие проблемы не увязываются с его именем. На самом деле во все времена Большой театр, этот Храм культуры был символом эпох, символом страны наряду с другими, по масштабу не так уж многочисленными, достопримечательностями. Даже интриги, связанные примадоннами, главрежами никогда не доходили до такой уголовщины, свидетелями которой поневоле стали все в последнее время. Имя человека, создавшего образ царя на сцене номер один, склоняется в мерзком, мстительном преступлении, совершенном против коллеги по цеху. Правда, последнее слово за судом, но это не рядовое преступление, в нем тоже есть некий символ. Символ падения нравов, символ измельчания, символ деградации. Один мой приятель, известный юрист, часто повторяет фразу: человечество до сих пор не в состоянии прогнозировать, на что способен так называемый «хороший человек».
Не все одинаково реагируют на обиды. Особенно те, кому пришло признание. Особенно люди неординарные. Могу ошибиться, но, по моему мнению, слава портит больше, чем несвоевременное, задержанное, что ли, признание. Вовсе не хочу сказать, что человек не должен быть замечен, если он того заслуживает. Однако не все в состоянии носить этот тяжелый кафтан. Иногда, получив некоторое признание даже авансом, человек преображается на глазах, мгновенно забыв даже о тех, кто открыл ему дорогу, нашел в нем то, о чем он сам не подозревал.
Анализировать кухню Большого театра (и Малого тоже) не так просто и у каждого из персонажей сегодняшнего «кислотного» дела есть свои мотивы, над изучением которых, можно предположить, ломают головы лучшие юристы страны. И честь им и хвала, если они так быстро вышли на след и нашли виновников.
Почти сорок лет назад мой преподаватель по университету, объясняя пользу образования, знания, между делом выразил свою позицию так: я хочу, чтобы учились не только отличники, «хорошисты», и даже те, которые «засветились» в преступных деяниях. Возможно, они не станут большими деятелями науки, но, уверен,—говорил он,—что от преступного пути отойдут. Я все время придерживался такой же позиции, даже тогда, когда читал, слушал, смотрел сводки о преступлениях, где фигурировали «интеллигентные» люди.
Розовые очки отвлекают от реалий, но ненадолго. Со временем убеждаешься, что знания порой, к сожалению, не так уж редко служат не добру, а еще более хитроумным махинациям. Примеров масса, самые очевидные как раз и есть самые масштабные, будь она американская «утка» по поводу наличия ядерного оружия в Ираке, французская провокация против Ливии, дабы не вернуть долги и многое другое.
История нанесения телесного повреждения художнику, отцу, просто человеку в центре города не удивляет самим фактом, такое случается, как ни печально, слишком часто. Она удивляет участниками, заказчиками, исполнителями. Неужели должность, роль, слава так нужны, что преграду в пути к ним надо устранить таким диким образом?
Иногда думаешь, лучше бы не было той открытости, благодаря которой тайное становится явным. Ибо эта открытость только информативная, но далеко не приводящая к неминуемому наказанию. Например, много ли пользы рядовому гражданину от информации, что министр обороны такой державы, как Россия, замешан в многомиллиардном хищении и люди из его ближайшего окружения, подозреваемые в соучастии, недовольны мерами пресечения в виде домашнего ареста? Как с этим «знанием» должен сосуществовать тот самый рядовой гражданин, чей родственник уже не первый год находится в местах не столь отдаленных за смешную сумму, причем не предумышленно сокрытую?
Ловлю себя на мысли, что читатель ехидно ухмыляется, называя меня «моралистом» и, перебирая в памяти другие коррупционные истории и не только в России, думает: что дает право заниматься нравоучением? Я отнюдь не хочу, чтобы меня так поняли. Делюсь с читателями своими сомнениями. Хочу, чтобы у рядового человека не иссякла надежда, что «вор будет сидеть в тюрьме», творческие споры будут решатся цивильно, чиновники не перепутают свои карманы с государственным, их дети поймут, что отцовская машина не каток, а люди не только что выложенный асфальт, и сколько веревке ни виться, конец будет.
Джафар Садыг,
11 марта 2013 года