ЭПОХА ДЛИНОЮ В 66 ЛЕТ…


ЭПОХА ДЛИНОЮ В 66 ЛЕТ…
Несколько лет назад, я для себя заново открыла Муслима Магомаева. Главная роль в этом принадлежала моему любимому троюродному брату, очень в тему подарившему мне на 8 марта комплект коллекционных DVD и большую корзину ландышей. Я по сей день задаюсь вопросом, где он смог в начале марта достать мне ландыши (для тех, кто не знает, их сезон наступает в конце мая – начале июня)?! Корзину с цветами я поставила на самое видное место, причем оставалась она там, на удивление, очень долго, ну а диски сразу же принялась смотреть. Конечно, с моей стороны было бы большим невежеством сказать, что я, в свои тогда еще почти 17 лет, не была знакома творчеством этого выдающегося азербайджанского певца и композитора. Мы все выросли на мультфильме «По следам Бременских музыкантов», песня Трубадура «Луч солнца золотого» с детства была у меня на устах, да и до сих пор остается одной из самых любимых. Учитывая то, сколько раз за свою, хотя и недолгую жизнь, я ее слушала, она уже должна была набить мне оскомину, но весь нонсенс заключается в том, что эта песня настолько шикарна, что просто по определению не может надоесть.

Я до сих пор благодарна брату за сей подарок. Подарочная коробка состояла из пяти DVD, которые охватывали самый широкий диапазон творческой деятельности Муслима Магомаева, как во временном периоде (1963-1989 гг.), так и в плане развития его музыкального таланта. В этой подборке можно было найти все самое лучшее из творчества великого Маэстро. В течение всей следующей недели, с удовольствием переслушав как арии на музыку итальянских композиторов, так и эстрадные песни, написанные лучшими советскими авторами, мне захотелось побольше узнать об этом удивительном человеке, но, честно говоря, руки до этого так и не дошли. Мое время захватили учеба, предстоящий день рождения, различного рода хлопоты и заботы, и мысли о Муслиме Магомаеве отошли на задний план.

Спустя семь месяцев это имя снова привлекло мое внимание, но на этот раз сюрприз был не из приятнейших. В Москве 25 октября 2008 года скончался легендарный певец – Муслим Магометович Магомаев. Практически такими надписями пестрили заголовки всех октябрьских газет того года, как печатных, как и электронных.
Как всегда, читая последние новости, я в течение нескольких следующих дней то и дело натыкалась на статьи об этом великом человеке, каждый раз прочитывая их от начала до конца.

Как бы трагично, а быть может даже иронично, это не звучало, но я начала интересоваться жизнью Муслима Магомаева именно со дня его смерти.

Писали газеты практически все одно и то же, в большинстве своем описывая биографию Магомаева, но иногда в сотнях одинаковых строк мелькали моменты, на которых мое внимание останавливалось:
«Это был певец той классической эстрады — не только советской, но и эстрады мирового уровня — к которой принадлежали такие артисты как Френк Синатра, Ив Монтан».

«Успешно выступая и за границей, в Советском Союзе 1960-1970-х годов Магомаев добился какой-то совершенно ненормальной славы. Поклонение Магомаеву – истерия, распространявшаяся как эпидемия по всему Советскому Союзу». (Газета «Время Новостей» N°199 от 27 октября 2008 г.)

«Муслим Магометович всю свою взрослую жизнь был заядлым курильщиком. Удивительно, что табак не нанёс никакого вреда его замечательному голосу». «Перевернута еще одна очень яркая страница в истории отечественного искусства. Ведь Муслим был удивительным артистом и человеком, с которым всегда было приятно общаться и дружить, и который украсил своим пением многонациональную советскую культуру»», — сказал Иосиф Кобзон. (Газета «Коммерсантъ-Online» от 25.10.2008 г.)

Больше всего мне понравились слова, прочитанные на сайте информационного агентства «Интерфакс»: «Муслим Магомаев олицетворял собой целую эпоху». Да, вместе с Магомаевым ушла эпоха… эпоха, продлившаяся ровно 66 лет.

Всесоюзная известность пришла к Магомаеву в 1962 г., а решение остановить творческую деятельность – в 1998 г. За этот отрезок времени в 36 лет Муслим Магомаев добился немыслимой популярности и стал кумиром миллионов. Его неповторимый голос вкупе с невероятным обаянием, артистизмом и удивительно притягательной внешностью покорили не одно поколение слушателей.

Родившийся 17 августа 1942 года в семье театрального художника Магомета Магомаева и драматической актрисы Айшет Магомаевой, Муслим, с детства был очень одаренным ребенком. Союз двух творческих людей не мог не породить такой талант. Сам он в своей книге писал так: «От нее у меня голос, от Магомаевых — музыкальность».
Именно его книга, под названием «Любовь моя – мелодия», прочитанная в октябре 2008 года, помогла мне раскрыть для себя сущность Магомаева, увидеть жизнь артиста его же глазами. Позднее я еще пару раз перечитывала ее, каждый раз раскрывая для себя все новые стороны этого неповторимого и удивительно многогранного человека.
Муслим и правда с детства был очень музыкальным: «Первую мелодию я сочинил в пять лет. И запомнил ее на всю жизнь. Впоследствии мы с поэтом Анатолием Гороховым сделали из нее песню «Соловьиный час»» или «Если мне надоедала муштра или чужая музыка, я сочинял свою», — писал он.

Способностью сочинять музыку он пошел в деда, в честь которого и был назван. Муслим Магомаев-старший был прекраснейшим композитором и вместе с Узеиром Гаджибековым являлся основоположником азербайджанской классической музыки. Именно его имя по сей день носит Азербайджанская Государственная Филармония.
Помимо наследственности, на раскрытие таланта человека влияет и атмосфера, в которой он растет. Магомаев вырос в одном из самых музыкальных городов мира – Баку. Сам он всегда считал себя исключительно азербайджанцем… азербайджанцем, у которого было две родины. Да, у Муслима Магомаева, так же как и у меня и у многих моих соотечественников было две родины. Ведь родина – это не только то место, где ты родился или вырос, но и страна, в которой ты в последующем проживаешь свою жизнь. Магомаев всегда говорил: «Я горжусь своей родиной и люблю ее… Всю жизнь я раздваивался в этой своей любви: говорил, что Азербайджан — мой отец, а Россия — мать. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова — список можно продолжать, — я очень молодым приехал в Москву. И она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты, окружила любовью». И я полностью солидарна с ним. Азербайджан – это родина великих поэтов, писателей, композиторов и певцов, но не менее великих людей взрастила, не менее великим людям раскрыла свои объятия и Россия. Но, несмотря на всю любовь к Москве, Магомаев в душе всегда оставался Бакинцем. «Во всех афишах меня представляли как азербайджанского певца», — писал он.

Говоря о музыкальной атмосфере нельзя не упомянуть тот факт, что на одном этаже с Магомаевыми в большом доме, который в Баку называли «домом артистов», жила живая легенда – известный азербайджанский певец Бюль-Бюль. Их квартиры были смежными, и Муслиму часто было слышно, как тот распевался.

Еще в школе Муслим отличался от остальных одноклассников своим прекрасным пением, благодаря которому в столь юные годы был назван вторым Рашидом Бейбутовым. В школьном хоре он был запевалой и даже выступал на школьном концерте в зале Бакинской консерватории с «Песней нефтяников Каспия» Кара Караева. Много лет спустя, будучи уже профессиональным певцом, Магомаев снова пел ее, но уже на правительственных концертах.
Постепенно скрывать свой удивительный голос и любовь к пению юному Магомаеву становилось все труднее. Именно поэтому вместе с несколькими друзьями он в свое время организовал тайное общество меломанов. Члены общества собирались вместе и слушали записи Лолиты Торрес, Элвиса Пресли и других выдающихся певцов, чьи прекрасные композиции на тот момент считались «легкой музыкой». Как пишет сам автор: «Постепенно от прослушивания мы перешли к практике. Уже тогда у меня началось как бы раздвоение в моих музыкальных пристрастиях: я любил и классику, и джаз, эстрадную музыку».

У Муслима был настолько звонкий и яркий голос, что в музыкальном училище педагог по вокалу часто хвалился перед другими студентами, говоря: «У Магомаева с закрытым ртом звучит лучше, чем у вас с открытым».
Как говорится, все тайное рано или поздно становится явным, и талант Муслима Магомаева было бы невозможно долго скрывать.

Так юный Муслим Магомаев стал известен уже в девятнадцать лет после участия во Всемирном фестивале в Хельсинки. Переломным годом в его биографии стал 1963 год. В марте этого года в Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана. Магомаев участвовал в концертах, которые проходили в самом Кремлевском дворце съездов. Именно той весной Москва раскрыла для себя талант выдающегося азербайджанского исполнителя. На последнем концерте, не скрывая своих чувств, министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева гордо воскликнула: «Наконец-то у нас появился настоящий баритон. Баритон!»

Вторым важным периодом жизни, благотворно повлиявшем на творчество Маэстро, стала стажировка в середине 60-х годов в Миланском театре «Ла Скала».

После стажировки на родине бельканто, музыканту выпала честь выступать во Франции на сцене знаменитого театра «Олимпия». Позднее о его выступлении газета «Русская мысль» писала: «Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию… Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поет арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться…».

Спустя три года в 1969 году артисту снова посчастливилось оказаться во Франции, на этот раз в Каннах, где проходил Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий – МИДЕМ. Наш исполнитель участвовал в данном конкурсе по разделу «Эстрадная музыка». Пластинки Магомаева, которые разошлись неслыханным тиражом в четыре с половиной миллиона экземпляров, принесли ему в Каннах победу и первый «золотой диск». Позднее, в начале 1970 года он получил свой второй «золотой диск».

В 1973 году Муслим Магомаев, в возрасте всего лишь 31 года, стал Народным артистом Советского Союза…
Муслим Магомаев был невероятно скромным, чистым, честным и искренним человеком. Он никогда не гнался за славой, и, несмотря на то, что его восхитительный баритон покорил сердца миллионов людей, как в СССР, так и за его пределами, эта неимоверная популярность не смогла его испортить.

Будучи любим в каждом уголке Советского союза, душой он все же оставался верен родному Баку. Сам он всегда говорил: «Никогда — ни в худшие, ни в лучшие свои времена — от Азербайджана я не отрекался».
Муслим Магомаев был разносторонним человеком: он был и певцом, и актером, и поэтом, и композитором, и даже художником. Он был многогранен.

Арно Бабаджанян, композитор, народный артист СССР и некогда близкий друг Магомаева, вспоминал о нем так: «»Как известно, песни состоят из трех компонентов: композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором и композитора, и поэта». Я сказала «некогда», потому что всему рано или поздно приходит конец.
Песни Арно Бабаджаняна, которые в свое время пел Муслим Магомаев, что уж скрывать, всегда восхищали публику. Их дружба началась в те далекие 60-е, когда никаких межнациональных противоречий между народами не существовало. И именно в те славные времена эти два выдающихся представителя двух ныне враждующих народов радовали публику, как своей дружбой, так и прекрасными произведениями. Но, время шло, а люди со временем меняются.… И в какой-то момент Арно решил продвинуть своего сына, который, хотя и не был полностью бесталанным человеком, но, давайте уж смотреть правде в глаза, ему с его вокальными способностями до Муслима было как до луны пешком. Но когда это останавливало отцов…

Вот так вот, можно сказать банально, разрушился некогда успешный творческий союз и Бабаджанян перестал писать для Магомаева. Помимо этого, «близкий» друг дал интервью для некой газеты, в котором рассказал про свою жизнь и творчество. И все бы ничего, но, как вспоминал сам Муслим: «На вопрос: кто ему близок из певцов, исполняющих его песни, перечислил всех (от Кобзона до совершенно незнакомых имен). Всех, кроме меня». Думаю, именно это интервью можно считать окончательной точкой, поставленной в их многолетней дружбе. В своей книге в главе «Друзей моих прекрасные черты», автор писал: «Есть такой оптический обман чувств: сегодня ты называешь кого-то другом, а завтра…». Видимо и дружба с Арно Бабаджаняном была очередным обманом чувств, но, как бы то ни было, Магомаев всегда очень уважительно отзывался о своем некогда близком друге.

Думаю, невозможно в небольшой статье полностью рассказать о Муслиме Магомаеве. Его жизнь, творчество и достижения попросту не умещаются в столь узкие рамки. Нельзя в двух словах описать целую эпоху, которую олицетворял собой этот элегантный оперный и эстрадный певец с царственной осанкой и бархатным баритоном, укравший сердца миллионов слушателей. Именно таким он запомнился своим поклонникам, оставив сцену в возрасте 56 лет, будучи на пике своей славы.

В этом году Муслиму Магомаеву исполнился бы 71 год.
17 августа в день рождения легендарного исполнителя почитатели его таланта возложат цветы к памятнику певца, который находится в сквере на пересечении Елисеевского и Вознесенского переулков недалеко от дома, где жил Магомаев.

Нилуфер А.Шихлы
Москва.

«


Добавить комментарий