Уголок Ворчуна —ПРОВОКАЦИЯ ИЛИ АПРОБАЦИЯ?


Уголок Ворчуна --ПРОВОКАЦИЯ ИЛИ АПРОБАЦИЯ?
29 октября этого года попала в историю Азербайджана. В одном из вузов—в Бакинском славянском университете объявили победителей конкурса «Лучшая научная работа о дипломате Е. М. Примакове» (название условное), приуроченного к 90-летию последнего. Что тут такого—спросит российский читатель и даже одобрительно-снисходительно улыбнется: мол, молодцы, соседи, не забывают общую нашу историю и отмечают добрым словом советского, затем российского дипломата.

Так-то оно так. Но с одним большим «но». Да, Примаков имеет большие заслуги в советской и российской дипломатии. Один его разворот с самолетом на небе в связи с югославскими событиями красноречиво доказывает его любовь к своей стране и непримиримость к враждебным к ней отношениям. Тем не менее его фигура, его заслуги достаточно противоречивы. Хотя бы потому, что, будучи в верхних эшелонах власти накануне заката СССР, он не проявил принципиальность в отношении тех, кто подложил бомбу под страну и в итоге разрушил ее. Речь идет об армянских сепаратистах, которые, по точному выражению другого политика России Руслана Хасбулатова, являются непосредственными виновниками развала СССР. Если бы Примаков не участвовал бы в этом развале (хотя бы своим молчанием), то сегодня Россия не в одиночку воевала бы «за место под солнцем». Хотя история не любит сослагательное «если», все же прояви Примаков и иже с ним решительность, используй конституционные полномочия против сепаратистов (сначала армянских, затем российско-белорусско-украинских), то сегодня намного сильнее был тот «Союз нерушимых республик свободных», как бы сегодня большинство из них не кичилось своей микромонархической, авторитарной, клановой независимостью. Роль же Примакова в январских событиях 1990 года в Баку «достойна» отдельного обсуждения. Вместе с президентом Горбачевым и министром обороны Язовым, Примаков принял активное участие в незаконном вводе войск в Баку, который по своей жестокости и неоправданности не имел аналогов внутри собственной страны, если не считать политические репрессии тридцатых годов.

И вот недавно в том самом Баку, где покоятся жертвы бакинской трагедии в Аллее шахидов, некоторые псевдонаучные деятели устроили показательную любовь к российскому дипломату. Произошло это не без помощи российского посла в Азербайджане, который наградил «отличившихся» студентов призами. В пропаганде своих деятелей в «стране пребывания», как говорится на дипломатическом языке, вполне нормальное действие посла. Любая страна заинтересована в том, чтобы его «знаменитости» были узнаваемы не только в своей стране. Примеров к такому «проталкиванию» можно привести вагон и тележку. Другой вопрос, что настоящий, стоящий быть узнаваемым деятель не нуждается в таком «толкаче». В данном же контексте действия акторов юбилейного торжества похожи на провокацию. Провокацию, которая задевает чувства миллионов людей, никоим образом не помогает улучшению отношений между двумя странами, наоборот, ухудшает добрые отношения. Более того близорукость научного руководства вуза, отличившегося короткой памятью, вносит разлад между разными слоями азербайджанского общества. Все без исключения социальные сети остро реагировали на чрезмерную активность руководства вуза в выражении любви к Примакову, справедливо обвиняя ректора и ее окружение в «манкуртизации» молодежи, в том, что они своим рвением служат имперским амбициям соседа, желающего усилить свое влияние на республику. Поощрение студентов, написавших «научные» работы о Примакове, оценивают своего рода апробацией возвращения недавнего союзника в свою орбиту.

Вот потому и, наверно, выражение «Дураку сказали молись, он лоб себе расшиб» появилось именно про таких горе-ученых.

Джафар Садыг,
05.11.2019
Москва


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *